Четверг
23.11.2017
06:28
Приветствую Вас Гость
RSS
 
МБДОУ "Детский сад комбинированного вида №51"
Главная Регистрация Вход
Каталог статей »
Меню сайта

Категории раздела
Для Вас, родители [20]
Советы педагога - психолога [7]
логопедия для всех [7]

Наш опрос
Оцените мой сайт
Всего ответов: 119

ГОС. РЕСУРСЫ
  • Министерство образования и науки РФ
  • Официальный интернет-портал правовой информации
  • Единое окно доступа к образовательным ресурсам

  • Статистика

    Онлайн всего: 2
    Гостей: 2
    Пользователей: 0

    Главная » Статьи » логопедия для всех

    Подготовка руки к письму

    В школе на первом этапе, многие дети, как правило, испытывают затруднения с письмом: быстро устает рука, теряется рабочая строка, не получается правильное писание букв, нередко встречается «зеркальное» письмо, ребенок не различает «лево», «право», «лист», «страница», «строка», не укладывается в общий темп работы. Эти затруднения обуславливаются неразвитостью мелкой моторики пальцев руки, и недостаточной сформированностью зрительно – двигательной координации произвольного внимания, аналитического восприятия речи, зрительной памяти. Все это отрицательно сказывается на усвоении программы первого класса. Письмо сложный навык и в полном объеме недоступен дошкольнику. А подготовка к обучению письму требует особого педагогического воздействия, выстроенного в систему специальных игр, упражнений и заданий. Это должна быть не механическая тренировка, а осознанная творческая деятельность ребенка под руководством и при помощи взрослого.

    Существуют три основных направления по подготовке дошкольников к обучению письму:

     

    1. Развитие речи.

    2. Подготовка к технике письма.

    3. Аналитика – синтетическая деятельность.

    Процесс письма требует от ребенка не только физических, интеллектуальных, но и эмоциональных усилий. Всякого рода перегрузки и связанные с ним переутомления самым негативным образом сказываются на овладения графическими навыками и, более того, на развития детского организма.

    При обучении письма возникают противоречия между психофизическими особенностями ребенка – его быстрой утомляемостью, быстрой сменой процессов возбуждения и торможения и др. и дидактическими задачами.

    Для укрепления и развития руки, координации движений полезны следующие упражнения: застегивание и расстегивание пуговиц, завязывании и развязывание лент, плетение из ниток, завязывание узелков, перекладывания мелких игрушек и работа с мелкими деталями инструктора, всасывание из стакана воды, пересыпание мелких круп и т.д.

    Процесс письма подразумевает умение ребенка проводить анализ и синтез графического навыка. Интерес к графической деятельности у детей начинает развиваться достаточно рано – на втором году жизни, тогда малыш впервые берет карандаш и производит первые манипуляции на бумаге.

    Начиная с четырех лет  с детьми проводят различные пальчиковые игры, что стимулирует речевое развитие путем тренировки движений пальцев рук, тем самым вырабатывается ловкость, умение управлять своими движениями, концентрировать внимание на одном виде деятельности. Кисти рук приобретают хорошую подвижность, гибкость, исчезает скованность движения, что в дальнейшем облегчит приобретения навыков письма. Играйте с детьми в игры с крупой, пуговицами, мелкими камешками, бусинами,  предлагайте сортировать, угадывать с закрытыми глазами, катать между большим и указательным пальцем, эти предметы.В  более старшем возрасте выкладывайте буквы из семян, веточек, мелких пуговиц, катйте карандаши с гранями между ладонями.

    Умение уверенно пользоваться ножницами играет особую роль в развитии ручной умелости. Систематическое вырезывание различных фигурок из старых открыток, журналов – полезное и увлекательное занятие для будущих первоклассников. С младшего возраста нужно пользуемся различными книжками, раскрасками, рисованием – трафаретами, выполняя работу по раскрашиванию, ребенок не чувствует усталости, он делает это с удовольствием, свободна, хотя его рука проделывает те же манипуляции что и при письме. Рисование различными материалами требует различной степени нажима для того, чтобы на бумаге остался след от пишущего предмета. Это тоже способствует развитию ручной умелости.

    Работа с бумагой, оригами, плетение помогает развитию точных движений и памяти. С младшего возраста можно играть в игру «Умные шнурочки», а в более старшем возрасте выполнять поделки в стиле оригами, плетение ковриков из полосок бумаги. Потребность «писать по – письменному» у дошкольников выражена в меньшей степени, чем интерес к чтению. Без побуждения и помощи со стороны взрослого 6-7 летние дети практически не усваивают навык письма. Формирование интереса к выполнению графических упражнений, подготавливающих руку к письму, является важной задачей подготовки ребенка к систематическому обучению к школе.

    Формирования интереса к графическим упражнениям следует начинать с игровой деятельности, ставя перед ребенком игровые и практические задачи: «Нарисуй узор по клеточкам», «Нарисуй узор по точкам», «Соедини точки» и др. Эти игровые упражнения обеспечивают подготовку руки ребенка и дают возможность в дальнейшем выполнять более сложные задания.

    В подготовительной группе (седьмой год жизни) перед детьми ставятся собственно графические задачи, сначала простые (обведения элемента буквы по точкам), затем более сложные (написание элемента буквы самостоятельно). При этом важно обратить внимание ребенка на то, что он уже многое умеет. Обращая внимание на успехи в графической деятельности, тем самым стимулирует интерес ребенка к письменным упражнениям, к занятиям письмом.

    Опыт графических движений ребенок приобретает, выполняя различные виды штриховок, рисуя, копируя рисунки, обводя контуры по точкам и пунктирным линиям. При этом необходимо обучения правильным приёмом действий: вести линию с верху вниз и слева на право, штриховать ровно без пробелов, не выезжая за контур.

    Успешность формирования графического навыка во многом зависит от уровня развития других учебно – важных качеств:

    - способности принимать задачу и произвольно управлять своими действиями;

    - обучаемости

    - развития зрительного анализа и зрительно – двигательной координации движений руки;

    - навыков пространственной ориентации.

    Упражнения на развитие аналитико – синтетической деятельности предшествуют работе с буквами. Педагог предлагает назвать элементы, из которых составлены изображения «какие элементы?», их пространственное расположение. Анализ образа букв включает в себя умения ребёнка определять количество элементов в букве, давать их характеристику, объяснять пространственное расположение. Например: в печатной букве А три элемента – две длинные палочки и одна короткая. Синтез образа букв создает образ буквы из необходимых элементов. Дифференциация образа букв начинается с закрепления образа букв. Она включает в себя следующие игры и упражнения: «Подбери такую же», «Буква в разных нарядах», «Определи на ощупь».

    Категория: логопедия для всех | Добавил: atv-tanya (01.09.2017)
    Просмотров: 33 | Рейтинг: 0.0/0
    Всего комментариев: 0
    Имя *:
    Email *:
    Код *:
    Вход на сайт

    Поиск

    Друзья сайта
  • Официальный блог
  • Сообщество uCoz
  • FAQ по системе
  • База знаний uCoz